ШПАРГАЛКАКСОБЕСЕДОВАНИЮ

Отнеситесь к собеседованию, как к экзамену, и подготовьтесь к нему: на­пишите себе шпаргалку или просто поразмышляйте над листом бумаги. Помните, что работодатель является покупателем вашей рабочей силы, а это значит, что вам прежде всего нужно составить список своих «товар­ных» сторон.

Покопайтесь в себе, оцените свои профессиональные навыки и деловые качества, вспомните трудовые достижения, проанализируй черты ха­рактера (например, свойственны ли вам целеустремленность, энтузиазм, привычка доводить дело до конца). Запишите все это в шпаргалку. Не забудьте и про дополнительное образование: курсы, стажировки, тре­нинги по специальности, музыкальную, художественную или спортивную школу и т. п. Обязательно вспомните свои увлечения и хобби — они тоже могли способствовать выработке нужных качеств: терпения, аккуратнос­ти и т. п. Не забудьте о наградах: премиях, поощрениях, благодарностях. Обязательно сообщите о знании иностранных языков, собственном води­тельском стаже.

Запишите все это в шпаргалку. Чем больше вы вспомните, тем увереннее будете чувствовать себя на собеседовании.

Соотнесите требования, предъявляемые к кандидату на желаемую долж­ность, с собственными характеристиками.

На основе этого попробуйте составить небольшой лаконичный рассказ о себе. Помните, что работодателю вы интересны не как человек вообще, а как претендент на вакантную должность по определенной специальнос­ти, а об этом он может узнать только от вас. Поэтому рассказывайте только то, что имеет отношение непосредственно к делу. Обдумайте и свои слабые стороны, например отсутствие или недостаточность практического опыта. Не скрывайте и не преуменьшайте свои не­достатки, а укажите на возможности их преодоления. Постарайтесь продемонстрировать свою готовность к возможным труднос­тям и неприятным моментам будущей работы.

Помните, что на собеседовании не бывает случайных вопросов: даже спрашивая вас, как и с кем вы проводите досуг, работодатель может вы­яснять наличие у вас инициативности, энтузиазма, умения работать в ко­манде, качеств лидера. Умело используйте такие вопросы, чтобы подчер­кнуть свои положительные качества.

На собеседовании работодатели используют и другой прием: задают мно­жество самых неудобных и колючих вопросов. Не пугайтесь: вас просто проверяют на стрессоустойчивость.

•        Собеседование может проводиться сразу несколькими людьми. Не сму­щайтесь, вам это только на руку, т. к. выводы группы могут быть более объективными. Поэтому будьте предельно уважительны с каждым.

•        Если разговор перейдет на личную жизнь, покажите, что здесь у вас все в порядке, и вернитесь к основной теме разговора.

•        Если будут заданы вопросы о ваших долгах, источниках дохода, пробле­мах со здоровьем, алкоголем или наркотиками, о национальности, веро­исповедании и т.п., вы имеете право деликатно уклониться от ответов.

•        Беседу с менеджером по персоналу и будущим непосредственным руко­водителем стройте по-разному, т. к. менеджера больше интересуют ваши личностные качества, а руководителя — конкретные профессиональные умения и навыки.

•        Запомните: главное в написании вашей шпаргалки — это не раздувание чувства собственного достоинства, а разумный поиск доказательств ва­шей необходимости для работодателя.

 

Прежде всего избавьтесь от типичных заблуждений. Вы заблуждаетесь, если считаете:

  • что наиболее частая причина отказов на собеседовании – это недостаток опыта и квалификации.

Некоторые исследования показывают, что первое место занимает причина "жалкий внешний вид". Такая причина, как "недостаток знаний и опыта" лишь на 29-ом месте!

  • что воспитанный человек должен постучаться в дверь кабинета работодателя прежде, чем войти.

Тот, кто стучится в дверь, невольно демонстрирует свою неуверенность и незнание норм делового этикета. Вы переносите нормы бытового этикета на деловое общение. Уверенно открывайте нужную дверь, осмотритесь, и четко сформулируйте цель своего визита.

  • что к собеседованию нельзя подготовится, так как нельзя предсказать вопросы, которые Вам будут заданы на собеседовании.

Большинство вопросов, которые Вам зададут, стандартны, их можно предвидеть, и к ответам на них можно заранее подготовиться.

  • что на собеседовании следует лишь отвечать на вопросы, а не задавать их самому.

Дельные вопросы, заданные Вами, для многих работодателей не менее важны, чем Ваши ответы. Заготовьте заранее вопросы о перспективах профессионального роста, о своих служебных обязанностях, технологиях, оборудовании, которые Вам придется осваивать.

  • что нужно подробно отвечать на все вопросы работодателя.

Есть запретные темы, от обсуждения которых Вы можете вежливо уклониться или ограничиться ответами "да" и "нет". Можно уклониться от ответов на вопросы о планах относительно рождения детей, о материальных трудностях, о проблемах со здоровьем, о религиозных и политических взглядах.

Наиболее частыми причинами отказа в приеме на работу являются :

  • Небрежный внешний вид.
  • Агрессивная манера общения, демонстрация превосходства.
  • Неспособность ясно выражать свои мысли, недостатки речи, плохая дикция, грамматические ошибки.
  • Отсутствие личных планов служебной карьеры и четких целей, пассивность и индифферентность.
  • Неуверенность в себе, демонстрация неловкости, нервозности.
  • Нежелание начинать работу с младших должностей, невысокой зарплаты, намерение получить сразу слишком много льгот.
  • Чрезмерное внимание к денежному вознаграждению, заинтересованность только в получении материальных благ.
  • Увиливание от прямого ответа, неискренность.
  • Непонимание или игнорирование общепринятых правил поведения, бестактность, неумение держать дистанцию.

Итак, прежде всего необходимо явиться на собеседование в точно назначенное время. Оденьтесь соответствующим образом. Мужчине следует иметь галстук и пиджак. Женщины могут надеть брюки, если они не носят юбок. Внешний вид должен быть цивилизованным и ухоженным, не назойливым. Не надевайте непривычную для Вас одежду: кто чувствует себя дискомфортно в выбранной одежде, не может произвести хорошее впечатление.

 

Беседуя с работодателем:

БУДЬТЕ ЕСТЕСТВЕННЫ. Ваше поведение не должно быть заученным, несоответствующим ситуации и вашему характеру. Эта неестественность будет заметна и вызовет к Вам недоверие.

 

БУДЬТЕ АКТИВНЫ. Не забывайте, что вы тоже нуждаетесь в информации о будущей работе и о предприятии. Подготовьте заранее вопросы, которые вы хотели бы задать. Можно записать их для себя, так как, волнуясь, Вы можете забыть часть из них. Спрашивать вы можете обо всем, что вам кажется важным. Но имейте в виду, что вопросы, касающиеся рабочего времени, различных льгот и отпуска, не нужно ставить на первый план. Лучше задать их в конце беседы.

 

БУДЬТЕ ОТКРЫТЫ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫ. Оказывайте работодателю общепринятые знаки внимания. Не забудьте поприветствовать своего собеседника и во время беседы обращайтесь к нему по имени - отчеству. Положительное высказывание в адрес фирмы-работодателя также будет хорошо воспринято. Не забывайте в процессе беседы время от времени доброжелательно смотреть на собеседника.

 

 

ШПАРГАЛКА ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКА

НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

 

Подсказка первая: «РАБОТАЙ!»

Если хочешь, чтобы тебя принимали всерьез, добросовестно выполняй свои обязанности, работай наравне со всеми. Ни в коем случае не прини­май поблажек типа: «Ты еще маленький, неопытный, еще научишься...» Взрослей! «Детям» с продвижением по служебной лестнице не везет.

 

Подсказка вторая: «НЕ ГОВОРИ МНОГО!»

Говори по существу. Больше слушай. Думай, что и как ты говоришь, ста­раясь предугадать, как твои слова будут восприняты.

 

Подсказка третья: «НЕ НАВЯЗЫВАЙСЯ!»

Не приставай к коллегам с изъявлением нежной дружбы. Не задерживай­ся на работе без надобности. Сделал дело — уходи смело! Категорически противопоказано без приглашения являться на всевозможные служебные сборы.

 

Подсказка четвертая: «НЕ ХВАЛИСЬ!»

Не делай даже в шутку таких заявлений: «Мне еще 19, а я уже...». Держи самомнение при себе.

 

Подсказка пятая: «ОПРАВДЫВАЙ ДОВЕРИЕ!»

 

Старайся соответствовать требованиям и стилю работы своей организа­ции. Учись негромко и спокойно разговаривать. Пополняй свой словарный запас.

 

Подсказка шестая: «ЧУВСТВО МЕРЫ — БОЖИЙ ДАР!»

Избегай крайностей: помогая, не переусердствуй. Грань между вежливой предупредительностью и раболепием очень тонка.

 

Подсказка седьмая: «НЕ ЗАДИРАЙ НОС!»

Не гнушайся так называемой «черной работы», она тебе не повредит и позволит проследить процесс производства с самого начала.

ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ НОВИЧКУ

 

Совет первый: «Здоровайтесь!»

Приходя на работу, обязательно приветствуйте своих коллег и руково­дителей. Тем самым вы не только ставите их в известность о своем прихо­де на работу, но и демонстрируете готовность выполнять новые поручения. Произносите приветствие бодро: пусть все знают, что вы 1гриходите на ра­боту с радостью.

 

Совет второй: «Познакомьтесь со всеми сотрудниками!»

Дайте коллегам знать, что вы открыты для общения. Это поможет вам в случае необходимости легче получать от них полезные советы, а им — об­ратиться к вам за помощью. Но не переусердствуйте, не будьте навязчивым и не забывайте о своих прямых обязанностях на рабочем месте.

 

Совет третий: «Следите за стилем поведения коллег!»

Отмечайте принятые в компании манеру говорить, одеваться, планировать рабочее время. Не копируйте их, но старайтесь соответствовать корпоративно­му стилю. Это поможет вам быстрее почувствовать себя с коллегами на рав­ных.

 

Совет четвертый: «Составляйте подробный план выполнения обя­занностей!»

Записывайте все, что вы должны сделать, вплоть до времени ваших теле­фонных переговоров. Через месяц-два это вам уже не понадобится, но в пер­вые дни на новом рабочем месте это может реально помочь освоить свои обязанности и оценить свои возможности. Уходя домой, составьте план на завтра, а лучше сделайте это в течение дня.

 

Совет пятый: «Общайтесь с коллегами и вне работы!»

Не избегайте нового общества, откликайтесь на приглашения на дни рождения, праздники, вечеринки. В неформальной обстановке вы сможете больше узнать о фирме и о коллегах, а также высказать свои предложения по работе.

 

Совет шестой: «Будьте любознательны!»

Старайтесь выяснить как можно больше деталей своей работы еще до того, как столкнетесь с ними. Это поможет вам быстрее решать возникающие пробле­мы. Не стесняйтесь задавать вопросы, но соблюдайте меру, чтобы у коллег и руководства не сложилось впечатление, что вы сами ничего не умеете.

 

Совет седьмой: «Не скрывайте ошибки!»

Если у вас что-то не получилось, не утаивайте своей ошибки. Даже незначительные просчеты могут привести к большим промахам в будущем. Поэтому лучше честно признаться в постигшей вас неудаче и сразу же пред­ложить варианты исправления ситуации. Но и здесь знайте меру: вовсе не обязательно сообщать всем о мелких промахах.

 

Совет восьмой: «Составляйте отчеты!»

По истечении какого-то срока (две недели, месяц) составьте для себя от­чет о проделанной работе с указанием возникших трудностей и способах их преодоления. Так вы сможете проанализировать, насколько успешной была ваша работа.

 

Совет девятый: «Уходя домой, говорите «До свидании!»

Это простой, но хороший способ не замкнуться в ракушке своего рабо­чего места, поддерживать контакты со всеми коллегами, быть на виду. Это особенно важно для тех, кто работает самостоятельно, независимо от других членов коллектива.

 

Совет десятый: «Вернувшись домой, вспомните, что хорошего бы­ло на работе!»

Это поможет вам устранить отрицательные эмоции, которые часто воз­никают из-за неизбежных на новом месте работы мелких неудач и промахов, настроиться на спокойную плодотворную работу завтра.